На фоне заявлений балетного артиста Сергея Полунина, что "мужчина должен быть мужчиной" и что он "не видит мужчин на сцене", - в выгодную сторону отличаются танцы на льду. Точнее, комментарии российских ведущих на чемпионате Европы в Минске.

Напутствуя героев в мужском катании, журналист настойчиво подчеркивал: "Сегодня вы должны показать всё, на что способны, как настоящие мужики", "показать настоящее мужское катание".

И вот странная мысль: рискнул бы он напутствовать женщин в том же стиле: "Сегодня вы должны выложиться полностью, как настоящие бабы"?

Что-то сомневаюсь. Но сниженная лексика то и дело позитивно звучит в быту. Гендерные стереотипы в России, как правило, выдают снижение образа за доблесть и позитив. "Мужики" и "бабы" - выступают как достойные модели поведения и личности. Для соответствия стандартам, мужчина должен быть "мужиком", а женщина - "бабой".

"Ты что, не мужик?", "Что ты за баба, если мужика завести не можешь?", "Ты же баба - терпи", "Мужика ей хорошего надо" и пр. Там где начинают мелькать "мужики" и "бабы", речь (как правило) идёт о снижении смысла. "Мужики" и "бабы" - важные для власти социальные модели, которые уводят от сложной картины мира, подменяя личность, человека, одиночку - "низовой" и массовой ролью. С определённой целью, разумеется.

Апелляция к "мужикам" требует обычно либо героизма, либо бездумного выполнения приказов, слияния с массами и отказа от индивидуальности. Невозможно апеллировать к "мужикам" и "бабам" в сложных и творческих сферах, требующих "тонкой настройки".

Чайковский, "как настоящий мужик", вряд ли напишет симфонию, а Цветаева, "как настоящая баба" - поэму. И даже Толстой, "как настоящий мужик", вряд ли станет автором романа (несмотря на графское "опрощение" и хождение за плугом).

В глубинных структурах личности, где рождаются сложные смыслы и образы (у танцора, художника, инженера, поэта, учёного, философа), не работают модели гендерной мобилизации. Чем глубже задача личности, тем дальше она от гендерных стереотипов, мотивов и стандартов.

Чем сложнее духовная мобилизация, которая вам предстоит (творчество, наука, инженерная задача), тем меньше "мужского" и "женского" вам потребуется. (Балетный актер "избыточно" пластичен для мужчины, потому что он решает балетную, а не "мужскую" задачу). Но чем примитивнее цель (армия, война, выживание, подчинение) - тем больше гендера ("бабского" и "мужицкого") из вас "потащит" жизнь.

Это правило так и работает. Если от вас требуют простоты и примитивности, - то навязывают гендерный типаж "мужика" или "бабы". Ловушка гендерной модели в интересах подчинения стандартам и стереотипам.

Архаичная власть отлично этим пользуется, требуя (прямо со школьных лет) быть не столько человеком, сколько "мужиком" или "бабой". Ваша социализация не будет полной, если вы не стали "мужиком" в структуре общей иерархии.

Сколько таких "мужиков", успешно встроенных в систему, "состоявшихся", женатых и карьерных, физически здоровых, реализовавшихся на службе, - мы видели в цепочках ОМОНа, разгонявшего различных маргиналов, отщепенцев, одиночек из "меньшинств"..

А дальше - по накатанной: "бабские дела и разборки", "поход мужиков по бабам", "байки про баб и тёлок", "мужик - всему голова", "армия готовит мужиков", "мы из тебя мужика сделаем", "проявите себя мужиками" и пр.

Торжество стереотипа в жизни начинается с принятия социальных масок. И чем примитивнее социум, тем важнее для него их наличие.

Александр Хоц

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены